Новости

Философской школа «Симпозион» представляет лекционный цикл на май 2016 года: 11, 18, 25 мая

Вход свободный!

Занятия проходят в Самарской областной универсальной научной библиотеке по средам, в 18.00, по адресу: проспект Ленина, 14 А, ауд. № 204 (многофункциональный зал), 2 этаж.

 

Аннотация курса: 

«Маленький человек» в экзистенциальной философии 19-20 века» 

Цикл лекций: "Маленький человек" в экзистенциальной философии 19-20 века (11, 18, 25 мая)

Занятия проводит Филатов Т. В. , д. филос. н., профессор, ПГУТИ

Лекция 1. "Маленький человек" в философии Кьеркегора. Синдром утраты веры.
Двадцатый век традиционно считается веком науки, эпохой окончательного становления техногенной цивилизации в странах Западной Европы и США. И еще – если в 1900 году население Земли не превышало 1,7 млрд. человек, то сегодня, через 100 с небольшим лет, оно составляет 7,3 млрд. человек, и это далеко не предел. Хосе Ортега-и-Гассет определил новую эпоху как эпоху толп, массовой культуры и маленького человека, когда творческий потенциал личности перестает играть сколь-нибудь существенную роль в ее социальном продвижении, поскольку все решает случай и закон больших чисел. Провозвестником этой новой эпохи становится датский философ Кьеркегор, живший в середине 19-го века. Именно он впервые сделал объектом своей философии свою обыденную жизнь: взаимоотношения с отцом, невестой, соседями по маленькому тогда городку Копенгагену. Кьеркегор фиксирует синдром утраты веры в Бога у своих современников. Маленький человек отказывается в плоском мире, лишенном третьего, трансцендентного измерения. Его жизнь замыкается в горизонте унылого существования «здесь» и «сейчас».

Лекция 2. "Маленький человек" в философии Сартра и Камю. Обезбожение и бытие для другого.
Расцвет экзистенциализма наблюдается в период между двумя мировыми войнами – самыми кровавыми и разрушительными в истории человечества. В качестве одной из отличительных характеристик Нового времени Мартин Хайдеггер указал на обезбожение, которое вновь заставляет человечество вернуться к вопросу о смысле бытия, основательно забытого в эпоху Средневековой христианской цивилизации, давшего на него простой и однозначный ответ. Утрата веры в жизнь после смерти заставляет маленького человека искать смысл собственного бытия в плоском пространстве настоящего. В результате бытие в себе и для себя, ключевое для классической философии, замещается в экзистенциализме призрачным бытием для другого, сводящим человека к простой совокупности общественных отношений.

Лекция 3. Философия смерти Батая. "Маленький человек" в поисках удовольствия.
Бытие маленького человека на поверку оказывается бессмысленным. В горизонте «здесь» и «сейчас» разум становиться излишним, травматическим фактором, постоянно сигнализирующим маленькому человеку о не собственности и не подлинности его бытия. Жорж Батай в данной связи приходит к идее «ацефала» - безголового существа, бытие которого сводится к простым физиологическим отправлениям: еде, сексу, потреблению. Удовольствие в новой системе координат получает исключительное значение. Его недополучение – невосполнимая утрата; отсюда нарочито подчеркнутая забота об инвалидах, лишенных возможности получения жизненных благ в том же объеме, что и «нормальные» люди. Любые ограничения, например, семейная верность, оказываются антигуманными и излишними. Однако перманентное стремление к удовольствию не меняет общей негативной тенденции бытия маленького человека как перманентного умирания. В конечном итоге тот, кто был никем, становится ничем, возвращаясь в абсолютное небытие, из которого он когда-то появился.


Опубликовано: 9 мая 2016 | Другие новости