Философия фотографии

Сергей Лишаев

Фотография меняет – уже поменяла – нашу жизнь. Фото-образы все глубже входят в пространство частной жизни, их экспансия кажется неудержимой. Требуется ли в обращении с фотографией соблюдать «технику безопасности»? Кто-то скажет: «Да, это необходимо!» А кто-то скептически усмехнется: «Пустые хлопоты…». В любом случае, слушатели лекций по «Философии фотографии» получат пищу для размышлений и смогут подойти к собственному фото-опыту более осознанно и критично.

Курс посвящен не столько фотографии вообще, сколько фотографии домашней, любительской. Вот некоторые из вопросов, которые будут поставлены и рассмотрены в рамках «фото-курса».

Что отличает цифровую фотографию от аналоговой? Чем электронный образ отличается от образа аналогового не технически, а онтологически?
Какие экзистенциальные, культурные, социальные эффекты сопровождают внедрение фото-образов в инфраструктуру повседневной жизни?
Как воздействует бытовая фотография (и сама фотосъемка) на сознание людей, на их восприятие и память?

Существенное место в предлагаемом вниманию слушателей курсе отводится старой фотографии. Лектор предложит вам свой вариант ответа на вопрос: чем объясняется особенное обаяние старых снимков, в чем секрет их привлекательности, их дразнящей воображение эстетической ауры? В центре внимания медитаций над старой фотографией будет связь между особенными переживаниями, вызываемыми старой фотографией, и игрой отсутствия и присутствия, сопровождающей акт ее созерцания.

Однако рассмотрением старой фотографии тема «фотография и память» не исчерпывается. Вы узнаете также о влиянии, которое оказывает на нашу персональную память просмотр бумажных и электронных альбомов из семейных фотоархивов. Разговор пойдет, в частности, о том, как происходит постепенное замещение естественной памяти («памяти сердца») фото-памятью (фото-конструкцией памяти).

Существенное место лектор планирует уделить популярному сегодня жанру туристической фотографии. На лекциях вы узнаете о том, как фотографии и фотокамера меняют поведение, восприятие и память человека, который отправляется в странствие, и как они трансформируют содержание и структуру путешествия на этапе подготовки к путешествию, во время путешествия и после его завершения.  

В заключительной части курса будет рассмотрен вопрос о том, какие ценности и установки современного общества питают массовое увлечение фотографией.

Основой курса стали проводившиеся в 2007-2009 годах исследования по проблематике философии фотографии. Результаты исследований опубликованы. См.: Лишаев С. А. Помнить фотографией. – СПб.: Алетейя, 2012. (Серия «Тела мысли»).

Смотрите также: