Философия и эстетика литературы немецкого романтизма

Николай Тимофеевич Рымарь

В курсе речь пойдет об эпохе искусства, открывающей эпоху культуры, которая продолжается по сей день. Это означает, что в этот момент возникают новые формы сознания и жизни, что проявляет себя в совершенно новой философии, новом искусстве, музыке, литературе. Этот период открывает литература и философия немецкого романтизма. Чтобы раскрыть содержание новых форм мышления и творчества, нужно  освоить ряд важнейших понятий и идей, в которых происходило интенсивное переосмысление практически всех феноменов культуры: романтический абсолют, вечное творчество, бесконечное и конечное, религия, романтическая ирония, универсализм, симпоэзия/симфилософия, идея бесконечной любви, романтический эрос, магический идеализм, искусство и художник, идея музыки, романтический миф,  новый миф, романтический пантеизм, романтический мистицизм, развоплощение и др. – в их внутренней связи. Нужно понять, как все эти и другие понятия и идеи преломляются в поэтике романтического произведения и в чем состоит художественная содержательность художественных форм, которые порождает романтическое искусство.

В центре курса поэтому будет находиться творчество ключевых фигур немецкого романтизма: Новалиса, Фр.Шлегеля, Гельдерлина, Клейста, Гофмана, а также ряда отдельных представителей основных этапов развития немецкого романтизма – от раннего до позднего.

Смотрите также: