Я и Другой в контексте психиатрии

Андрей Сериков

Предполагается рассмотреть вопросы о том, кто такой Я, что есть мое самосознание, как я могу выстраивать отношения с другими людьми. Для того, чтобы приблизиться к пониманию того, как устроено самосознание обычного среднестатистического человека, предлагается его сравнение с самосознанием необычных людей, не таких как большинство. Интересно сравнить отношение к другим людям, схему Другого у обычных людей и тех, кто страдает аутизмом, шизофренией, диссоциативным расстройством идентичности. Для некоторых аутистов Другого как бы не существует, потому что аутисты могут не догадываться о том, что у других людей тоже есть душа, психика. Для шизофреников Другой представляет опасность, он навязчиво вторгается в жизнь шизофреника. В тело пациента с диссоциативным расстройством может вселиться несколько Других. Доказывают ли такие случаи, особенно случаи диссоциативного (множественного) расстройства личности, что самосознание – это иллюзия? Некоторые современные ученые полагают, что и самосознание и сознание вообще это иллюзия, вполне в духе буддизма и других древних учений. Иные считают, что самосознание присутствует всегда, когда есть сознание, в том числе у людей с различными травмами головного мозга и заболеваниями психики. Единственное исключение – множественное расстройство идентичности, но насколько реален такой диагноз? Не является ли он социально сконструированным? Не являются ли все описанные в литературе случаи этого заболевания историями, когда болезнь была вызвана самим фактом постановки диагноза и начатым лечением? Насколько совершенны применяемые сегодня диагностические механизмы? Предлагается обсудить некоторые аспекты развернувшейся по этому поводу дискуссии.

Смотрите также: