Мифотворческий потенциал кинематографа

Марина Корецкая

Кинематограф – фабрика не столько грез, сколько мифов, причем именно мифотворческий потенциал превращает кино в «важнейшее из искусств» в перспективе воздействия на массовое сознание. Курс предполагает обращение к  широкому кругу визуального материала, а также анализ зрительского опыта и строится вокруг обсуждения следующих тем.

Особенности кинематографического языка, позволяющие говорить о высокой «мифогенности» кинематографа (синкретизм, нарративность, сочетание реализма и спецэффектов). Кинематографический образ как эйдос и симулякр, его близость к «материи» феномена. Зрительский опыт как погружение в квазисакральную реальность.

Экранизация мифологических текстов и создание синтетических мифологий. Жанровые особенности аутентичных мифологических нарративов (мифа, сказки, эпоса и т.п.) и трудности при их переносе на экран. Провал «Трои» и «Нибелунгов» и торжество «Аватара» и «Звездных войн». Синтез мифологических существ средствами кинематографа: смешение кодов сакрального и вопрос о степени убедительности результата. Структуры мифологических нарративов как основа киноповествования.

Работа мифа по созданию идентичностей и легитимации власти. Кинематограф как средство идеологического воспитания. Образ героя и образ врага, утопии и апокалипсисы – ожидания и фобии коллективного бессознательного в мифологической оболочке. «Труд образа» в сталинском и нацистском кинематографе. Современный феномен «культовых фильмов» и инверсия мифа. 

Смотрите также: